| Выход | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 24.09.2018, 16:16

Верхнесинячихинская средняя 
общеобразовательная школа №2








Версия для слабовидящих
Меню сайта
Дискуссионный клуб Минобрнауки России Дискуссионный клуб Минобрнауки России
Уроки
Календарь НОВОСТЕЙ
«  Сентябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Праздники России
Наш опрос
В каком классе вы учитесь?
Всего ответов: 118
Мини-чат
Друзья сайта
Школьная дума.

Костинская СОШ
Ялунинская СОШ
Школьная Газета
ИМЦ Алапаевское МО
Статистика

Страничка психолога

       

       


Изменение условий семейного воспитания

Шаг 1. Сохраняйте спокойствие и достоинство

Найдите в себе силы для решения негативной ситуации. Не нужно впадать в панику. Криком, битьём, угрозами вы ничего не добьётесь. Исправить ситуацию можно только в том случае, если вы отнесётесь к ней спокойно и обдуманно.
Шаг 2. Разберитесь в ситуации

Даже то, что ребёнок совершил правонарушение и вам это известно, отнюдь не означает, что он – закоренелый преступник. Не спешите с категорическими выводами. Постарайтесь определиться, сумеете ли вы сами справиться с ситуацией или же вам необходимо обратиться за помощью к специалистам.
Шаг 3. Сохраните доверие ребёнка к себе

Поговорите со своим ребёнком на равных. Отсутствие общения приводит к нарастанию непонимания, отдаляет вас и ребёнка друг от друга. Нормальное общение всегда включает в себя способность не только слушать, но и слышать. Оно поможет вам лучше понять своего ребёнка, узнать его взгляды и чувства. У подростков достаточно сильно желание к общению, стремление быть выслушанным. Очень ценным для сохранения доверия может быть разговор-воспоминание о вашем детстве, юности, о совершённых в прошлом ошибках, о вашем собственном опыте курения, употребления алкоголя, неудачного самолечения психических травм. Возможно, в таком разговоре удастся выявить общность ваших прошлых и стоящих сегодня перед ребёнком проблем. Вполне возможно, что ребёнок ведёт себя вызывающе, чтобы самоутвердиться, пережить жизненную драму.
Шаг 4. Узнайте как можно больше о том, что происходит с вашим ребёнком

Совершив противоправные действия, ребёнок склонен обвинять в случившемся других, хитрить и изворачиваться. Постарайтесь разобраться в ситуации максимально объективно. Обладая необходимыми сведениями, будьте внимательны. Если ваши предположения относительно действий собственного ребёнка подтвердились, не притворяйтесь, что всё в порядке. Дайте понять, что вы в курсе событий.
Шаг 5. Измените своё отношение к ребёнку

Случившееся должно заставить вас понять, что ваш ребёнок – уже достаточно взрослый, чтобы отвечать за свои поступки.
Шаг 6. Не позволяйте собой манипулировать

Будьте готовы встретить сопротивление со стороны ребёнка, его раздражение, попытки вами манипулировать. Сюда могут присоединиться демонстративные попытки покончить с собой, чтобы вы своевременно его спасли и исполнили желание подростка. Введение ограничений в конце концов поможет подростку убедиться в том, что он вам небезразличен. А вы не забудьте подчеркнуть, что действуете так, любя и тревожась за него, и поступаете в его интересах.
Шаг 7. Не исправляйте за ребёнка его ошибки

Заглаживая ошибки своего ребёнка, родители усиливают его чувство безнаказанности. Подобная родительская забота оборачивается «медвежьей услугой»: ребёнок не сталкивается с последствиями своего поведения и не делает нужных выводов, становится безответственным.
Шаг 8. Меньше говорите, а больше делайте

Беседы, которые имеют нравоучительный характер, содержат угрозы, обещания «посадить» ребёнка, «сдать» его в больницу, быстро становятся для него привычными, вырабатывают безразличие к своему поведению. Он их просто не слушает или делает вид, что слушает, практически не слыша ни единого вашего слова. Такое отношение формируется у ребёнка потому, что вы не выполняете ни одного из своих «страшных» обещаний. Поэтому, выслушав очередные угрозы, он легко даёт обещание исправиться, стать «нормальным» человеком. Обещать будет всё, что угодно, т.к. не собирается ничего выполнять, давно перестав верить в реальность угроз. Ребёнок считает вас своей собственностью, поэтому не ждёт от вас никаких конкретных действий. Однако, когда вы выполняете свои обещания, он становится гораздо более управляемым и послушным.
Шаг 9. Приложите усилия, чтобы восстановить взаимоотношения с ребёнком

Обратитесь вместе с ребёнком к психологу, психотерапевту, убедив его в том, что помощь необходима и вам и ему. Специалист поможет выстроить новые взаимоотношения с вашим ребёнком.
Шаг 10. Предоставьте ребёнку возможность исправить своё поведение самостоятельно

Бывают случаи, когда ребёнок сам признаётся в том, что он ведёт себя неконструктивно, но категорически отказывается обращаться за помощью к специалистам. Разрешите ему попробовать исправить ошибки самостоятельно. Это трудно, но возможно. Поэтому даёте ребёнку самому убедиться в этом.
Шаг 11. Не пускайте процесс на самотёк

Необходимо поддерживать самостоятельные шаги ребёнка к исправлению. Используйте любые возможности для моральной поддержки.
Шаг 12. Восстановите доверие к ребёнку

В первую очередь прекратите обсуждать уже произошедшее. Не напоминайте ребёнку о его проступке, т.к. навязчивые разговоры могут сыграть провокационную роль.

 


Шаг 13. Установите разумные границы контроля

Конечно, вы не сразу успокоитесь, но не позволяйте страхам взять верх над благоразумием, не опускайтесь до обысков, осмотров ребёнка, мелочного контроля за каждым его шагом – это не поможет, а только будет травмировать его.
Шаг 14. Помогайте ребёнку изменить жизнь к лучшему

Постарайтесь найти время для общения и совместных занятий с подростком. Вместе ходите в театры, музеи, на спортивные соревнования. Поощряйте его увлечения, интересы, помогите ему найти дело по душе. Не оставляйте достижения детей без внимания. Напоминайте им, что всё плохое проходит.

Предлагаю вам, родителям подростков, совершенно другой тест с вопросами иной направленности:

1. Вы знаете топ-5 любимых музыкальных групп вашего ребенка, вы слушали его любимую музыку и не критиковали ее. Ваш ребенок сам делится с вами любимой музыкой.
2. Вы знаете топ-5 любимых видеоблогеров вашего ребенка, вы смотрели их ролики, вы в курсе их тем, философии, приколов. Ваш ребенок сам иногда показывает вам самые прикольные на его взгляд ролики.
3. Вы – взаимные френды во всех соцсетях, в которых есть ваш ребенок. Вы обмениваетесь сообщениями, фотографиями,ссылками.
4. Вы не критикуете содержание его страниц и содержание страниц его виртуальных друзей. Ребенок не закрывает вам доступ ни к одной странице в соцсетях.
5. Ваш ребенок, приходя домой из школы, с курсов или еще откуда-то с удовольствием делится с вами впечатлениями.
6. Ваш ребенок рассказывает вам о своих личных отношениях. Вы знаете, в кого он влюблен, знаете, кто его лучшие друзья, знаете, кого он не любит и почему. Друзья вашего ребенка приходят к вам в гости и считают вас «классной мамой» или «отличным отцом».
7. Вы не раз разговаривали с вашим ребенком о смысле жизни, о проблемах социума, о внутренней свободе, о праве выбора своего пути, о том, что вы поддержите его, даже если его решения о его будущем вам не понравятся.
8.Вы не оскорбляете и не бьете своего ребенка.
9. Вы спрашиваете его совета, интересуетесь его мнением по разным вопросам, делитесь с ним своими впечатлениями и новостями, как с другом. Вы не задаете каждый день вопросы «Как дела в школе?», «Какие оценки?»,«Чтоел?».
10. Вы рассказываете вашему ребенку о своем подростковом и юношеском возрасте, в том числе о проблемах, «плохих поступках», влюбленностях, конфликтах, проблемах с вашими родителями.

Сделать так, чтобы на каждый из 10 вопросов вы ответили «да» — и есть решение проблем, не только с суицидальными группами, но и многих других. Именно это в наших, родительских силах. И именно такие отношения: доверительные, откровенные, дружеские, полные искреннего внимания к мыслям, чувствам и желаниям ребенка, и есть – главная защита от сотни опасностей, каким бы новыми, жуткими и коварными они ни были.


4 базовые эмоции у детей

4 базовые эмоции у детей

В период, когда ребенок маленький, он не понимает, что с ним творится, ему нужно рассказывать. Ему нужно обозначать его чувства и эмоции. Например, ребенок топает ножками, и мы говорим — я вижу, как ты гневаешься, как тебя что-то не устраивает. Мы обозначаем это, и ребенок понимает, что маму не пугает его поведение, маму это не раздражает. Чаще в жизни родители кричат на ребенка: «Сейчас же замолчи! Иначе в угол поставлю…». Они начинают раздражаться, при этом полностью игнорируя эмоцию ребенка. И ребенок тогда зажимает свои эмоции. Но так как он живое существо, он продолжает их испытывать. Он начинает их испытывать весьма странным образом.

Есть 4 базовые эмоции, которые испытывает человек:
• печаль
• радость
• страх
• гнев

Печаль. Кому была запрещена проявление печали в детстве? Когда вы печалились, вам говорили: «Что ты делаешь такое лицо, ну-ка перестань!» Вам не давали быть в печальном настроении. Либо как-то отвлекали, либо развлекали, либо что-то делали, но печаль была запрещена.
Интересно, что на смену запрещенной эмоции, приходит какая-то другая эмоция, так называемая рэкетная эмоция. Существует эмоциональный рэкет. Я начинаю эксплуатировать другую эмоцию, которая разрешена, которая в нашем роду, приветствуется. Есть такой сценарий жизни, называется «радуй других». Люди, которые живут по такому сценарию, в любой компании начинают сразу балагурить, шутить, как-то подбадривать всех. Как только появляется компания, они начинают работать массовиками-затейниками. Надо сказать, что это замечательная способность, но плохо когда вы это делаете фактически без выбора. Это ваше принудительное поведение, ваше принудительное поведение заводить всех. Вы просто не можете допустить, чтобы кто-то грустный сидел. Обязательно вам надо грустного рассмешить. Для окружающих такой человек очень привлекателен, душа компании. Его везде приглашают, с ним весело. Но еще одна проблема, кто бы развеселил его. Потому что у него состояние на самом деле не радужное, даже когда улыбается.

 


Гнев. Если вам был запрещен гнев, очень часто на смену ему как рэкет приходит страх. Такие люди часто тихие, молчуны, предпочитают быть в стороне, не любят открываться. Почему? Они на самом деле боятся. Потому что, при достаточно глубоком контакте они начинают чувствовать, как «что-то» изнутри поднимается. Они боятся вот этого «что-то», предпочитают отходить. Поднимается на самом деле гнев. И терапия у таких людей будет идти через проживание гнева, через отпускание гнева. У них был реальный повод гневаться, у них были все основания гневаться. И им просто запретили. А запретить человеку испытывать естественные эмоции, значит, подавить их. Человек — это такой вид жизни, который может трансформировать эмоции. Если же эмоции просто подавлены, то человек со стороны выглядит как контролирующий свои эмоции. Но на самом деле он их просто боится. Он их боится проявлять, проживать. Страх, что я сейчас впаду в какую-то неконтролируемую ситуацию, приводит к тому, что мы просто избегаем этих чувств. Вот это опять рэкетная эмоция.



Радость. Во многих семьях эта эмоция запрещена, особенно на Руси. «Смех без причины признак дурачины». «Много будешь смеяться, много будешь плакать». У нас есть лозунги, которые просто как сценарий передаются из поколения в поколение. Можно видеть такое семейное клише печали на лице. Мама такая, бабушка такая и дочь такая.

 


Страх. Часто был запрещен в детстве, особенно мужчинам. «Мальчики никогда не плачут». На самом деле, мальчики тоже боятся. Но вопреки всем его чувствам, он должен быть бесстрашный робот. Жены ожидают от мужей только правильных решений, но иногда мужчине страшно, он тоже может плакать. Это нормально. Если мужчина не доверяет себе эти чувства, он запрещает вам их испытывать. Мужчина, который не чувствовал своих слез, будет впадать в ступор при виде слез своих близких, он будет делать вид, что он не видит. И ему будет легче уйти из дома. Потому что у него в сердце будет происходить что-то непонятное, и ему станет страшно.

Каждому из нас нужно понимать, что я чувствую в данный момент времени. Потому что очень часто, на вопрос, что ты чувствуешь, человек говорит: «Я думаю, что я чувствую страх, например, или гнев… У него контакт с умом налажен, с ментальной функцией ума, а контакт с эмоциональной функцией ума совершенно не налажен. Сначала он подумает, потом он почувствует.
Иному человеку легче что-то сделать, чем почувствовать. В этом случае начинают спрашивать, что делать? «Я почувствовала, что мне это запрещено, это запрещено, что мне делать?» Вам нужно научится чувствовать, не делать. Делать ничего не нужно! Мы уже наделали столько всего, можно бы расслабиться. Нам нужно научиться внутренней жизни, потому что внешней жизни мы уже обучились. Мы понаделали много нужного и ненужного, теперь нам нужно соприкоснуться с самим собой, соприкоснуться со своим внутренним миром и почувствовать, действительно, а что я сейчас чувствую. Иногда, одним словом это описать сложно. Потому что наши чувства глубже, шире.
Мы можем просто сказать, гнев. Но, если попросить 5 гневливых людей, которые в данную минуту находятся в состоянии гнева, описать свой гнев, то получится ровно 5 версий. Оказывается, гнев может быть разным.
Нам необходимо изучать и понимать такие моменты. Например, человек принял какое-то решение, он вам сказал какие-то слова. С вашей точки зрения, эти слова обидные. Мало того, он интонацией обидной сказал. И вы обиделись на него, и можете носить это чувство обиды не известно сколько времени. Но если перед этим он вам сказал: «Ты знаешь, я внутри сейчас весь сжался. На самом деле я сейчас вот такой маленький и железный. И мне так некомфортно внутри себя. Мне совсем нечем дышать». Он обозначил свои чувства, обидят ли вас в этом случае его слова или интонация?
Мы не умеем обозначать себя, мало того мы не интересуемся другими. Ни собой, ни другими. Какая у нас жизнь, непонятно. Как мы соприкасаемся друг с другом, совершенно непонятно. Нам предстоит научиться соприкоснуться с собой.
Научитесь вести дневник, когда у вас эмоциональное состояние, опишите это состояние, свои чувства, начиная со слов «как будто...» Вам будет более понятно. И потом вы когда-нибудь с кем-нибудь поделитесь. «Ты представляешь, иногда на меня накатывает страх, иногда у меня бывают такие состояния». Вы можете обнаружить, что периодически люди испытывают одно и тоже состояние.
Для ребенка очень важно именно эмоциональная составляющая отношений. Нужно взять за правило разговаривать с ребенком на одном уровне, нужно присесть перед ним, «глаза в глаза». Возникнет совершенно другое чувство.


 Интеллектуальная готовность к  школе

 

Интеллектуальная готовность ребенка к школе заключается в определенном кругозоре, запасе конкретных знаний, в понимании основных закономерностей.

Должна быть развита любознательность, желание узнавать новое, достаточно высокий уровень сенсорного развития, а также развиты образные представления, память, речь, мышление, воображение, т.е. все психические процессы.

К 6-7 годам ребенок должен знать свой адрес, название города, где он живет; знать имена и отчества своих родных и близких, кем и где они работают; хорошо ориентироваться во временах года, их последовательности и основных признаках; знать месяцы, дни недели; различать основные виды деревьев, цветов, животных. Он должен ориентироваться во времени, пространстве и ближайшем социальном окружении.

Наблюдая природу, события окружающей жизни, дети учатся находить пространственно-временные и причинно-следственные отношения, обобщать, делать выводы.

Ребенок должен:

1. Знать о своей семье, быте.
2. Иметь запас сведений об окружающем мире, уметь ими пользоваться.
3. Уметь высказывать собственные суждения, делать выводы.

У дошкольников это во многом происходит стихийно, из опыта, и взрослые часто считают, что специального обучения здесь не требуется. Но это не так. Даже при большом количестве сведений знания ребенка не включают общую картину мира, они разрозненны и часто поверхностны. Включая смысл какого-то события, знание может закрепиться и остаться для ребенка единственно верным. Таким образом, запас знаний об окружающем мире у ребенка должен формироваться в системе и под руководством взрослого.

Хотя логические формы мышления доступны детям 6-летнего возраста, они не характерны для них. Их мышление в основном образное, опирающееся на реальные действия с предметами и замещающими их схемами, чертежами, моделями.

Интеллектуальная готовность к школе предполагает также формирование у ребенка определенных умений. Например, умение выделить учебную задачу. Это требует от ребенка способности удивляться и искать причины замеченного им сходства и различия предметов, их новых свойств.

Ребенок должен:

1. Уметь воспринимать информацию и задавать по ней вопросы.
2. Уметь принимать цель наблюдения и его осуществлять.
3. Уметь систематизировать и классифицировать признаки предметов и явлений.

В целях интеллектуальной подготовки ребенка к школе взрослые должны развивать познавательные потребности, обеспечить достаточный уровень мыслительной деятельности, предлагая соответствующие задачи, и дать необходимую систему знаний об окружающем.

Родители часто много рассказывают об устройстве луноходов и прочих вещах, часто недоступных для понимания детьми. И в результате детям кажется, что они все знают. Фактически у детей нет ясных представлений о тех вещах, о которых они говорят. Дети должны не только знать, но и уметь применять эти знания, устанавливать элементарную зависимость между причиной и следствием.

В сенсорном развитии дети должны овладеть эталонами и способами обследования предметов. Отсутствие этого приводит к неудачам в учении. Например, ученики не ориентируются в тетради; допускают ошибки при написании букв Р, Я, Ь; не различают геометрическую форму, если она в другом положении; отсчитывают предметы справа налево, а не слева направо; читают справа налево.

В дошкольный период у ребенка должна быть развита звуковая культура речи. Сюда входит звукопроизношение и эмоциональная культура речи. Должен быть развит фонематический слух, иначе ребенок произносит вместо слова рыба - лыба, будут возникать ошибки в грамотности, ребенок будет пропускать слова. Невыразительная речь ведет к плохому усвоению знаков препинания, ребенок будет плохо читать стихи.

У ребенка должна быть развита разговорная речь. Он должен выражать свои мысли ясно, передавать связно то, что слышал, что встретил на прогулке, на празднике. Ребенок должен уметь выделить в рассказе главное, передавать рассказ по определенному плану.

Важно, чтобы ребенок желал узнать новое. Должен быть воспитан интерес к новым фактам, явлениям жизни.

Все психические процессы должны быть достаточно развиты. Ребенок должен уметь сосредоточить внимание на разной работе (например, написании элементов буквы).

Развитие восприятия, памяти, мышления позволяет ребенку систематически наблюдать изучаемые предметы и явления, позволяет ему выделять в предметах и явлениях существенные особенности, рассуждать и делать выводы.

Ситуация. У дошкольников в их вопросах и объяснениях можно обнаружить гипотетичность мышления.

Света (5 лет) спрашивает: "Почему, когда я хочу что-то сказать, у меня получается слово, а у коровы - "му-му", а у кошки - "мяу"?

У дошкольников на заведомо сложные для их возраста вопросы часто находятся предполагаемые ответы, которые характеризуются рядоположенностью и взаимозаменяемостью объясняемого и объяснения, синкретичностью и другими особенностями.

Как должны относиться взрослые к таким вопросам, высказываниям детей?

Что случится, если взрослые будут указывать на ошибочность их гипотез, неправильность
предположений, упрекать и т.д.?

Решение. Взрослые не должны допускать никакой иронии и насмешливости в интерпретации детских ответов, положений, объяснений. То же самое следует учитывать и по отношению к детским вопросам.

Вопрос и предполагаемые варианты (гипотезы) ответов на него - это две взаимосвязанные стороны одного и того же процесса мышления. Нельзя "душить" указаниями на ошибочность гипотетичности ребенка. Надо "выращивать" ее, поощряя смелость в предположениях.

Готовя ребенка к школе, необходимо развивать гипотетичность его мышления, показывая пример постановки гипотез, развивая интерес к познанию, воспитать ребенка не только слушающего, но и задающего вопросы, строящего возможные предположения.

Задание. Проверьте, умеет ли ребенок изменять существительные по числу. После привлечения внимания ребенка скажите: "Я назову тебе один предмет, а ты измени это слово так, чтобы получилось много предметов. Например, я скажу: "игрушка", а ты должен сказать:"игрушки".

Затем назовите 11 существительных в единственном числе: стол, карандаш, окно, ухо, город, флаг, сестра, брат, дом, огород, ребенок.

Результаты можно считать хорошими, если ребенок допустил не более двух ошибок.

Проверьте внимание ребенка грамматической конструкцией трех предложений типа "Маша пошла гулять после того, как закончила рисовать".

Предложение произнесите медленно и четко. После того как вы будете уверены, что ребенок хорошо его расслышал, задайте вопрос: "Что Маша делала раньше: гуляла или рисовала?"

Задание. Проверьте, как ребенок может рассказывать по картинкам. Положите в беспорядке 4 картинки, на которых изображена определенная, хорошо известная ему последовательность событий (например, на одной картинке девочка просыпается, на другой - делает зарядку, на третьей - умывается, на четвертой - завтракает). Попросите ребенка разложить картинки в нужном порядке и объяснить, почему он положил их так, а не иначе.

Знаком "+" отметьте (на листе бумаги) правильное расположение картинок и правильное описание изображенных событий.

Знак "±" ставьте в том случае, когда ребенок логично выстраивает последовательность картинок, но не может ее обосновать.

Знак "-" ставится, когда последовательность картинок случайная.

Задание. Операция "Анализ"

Попросите ребенка выделить части из целого по какому-либо признаку; дерево: ствол, ветки, листья, корни.

Легче это делать ребенку, когда перед ним реальный предмет, например, стул. Труднее, когда это картинка. И, наконец, при отсутствии наглядного образа мысленное разъединение целого на части труднее всего.

Противоположной операцией является операция "Синтез", когда необходимо выделенные с помощью анализа части объединить в единое целое.

Предложите ребенку составить из букв данного слова возможно большее число слов (например, лампочка: лак, кол, мочка, ком и т.д.).

Для упражнений можно использовать слова: магазин, аптека, комната и др.

Задание.

а) "Сходство и различие"

Предложите ребенку указать сходство и различие следующих пар слов:

Книга - тетрадь День - ночь
Лошадь - корова Дерево - куст
Телефон - радио Помидор - огурец
Самолет - ракета Стол - стул

б) "Поиск противоположного объекта"

Называя какой-либо предмет (например,
сахар), надо назвать как можно больше других, противоположных данному. Надо найти противоположные объекты по функции "съедобное - несъедобное", "полезное - вредное" и др., по признаку (размеру, форме, состоянию) и др.

в) "Поиск аналогов".

Называется какое-нибудь слово, например, портфель. Необходимо придумать как можно больше "аналогов", т.е. других предметов, сходных с ним по разным существенным признакам (сумка, мешок, рюкзак и т.д.)

г) "Аналогии по признакам".

Выпишите в столбик признаки заданного предмета, например, портфель, и предложите ребенку назвать эти признаки, встречающиеся в других предметах (объемность, прочность, устройство для переноски и др.).

Задание. "Составить предложение из трех слов".

Берутся три слова: обезьяна, самолет, стул. Требуется составить как можно больше предложений, которые включали бы эти три слова (можно изменять падежи и использовать аналоги слов).

Задание. Предложите ребенку назвать одним словом группу предметов. Многие конкретные предметы мы называем одним словом. Например, березу, сосну, дуб и др. называем деревьями.

Предложите ребенку назвать одним словом:


МОУ Верхнесинячихинская СОШ №2 © 2018
Конструктор сайтов - uCoz